Камни бортовые из гранита

Камни бортовые из гранита, также называемые гранитный бордюр и гранитный поребрик - это погонажные изделия, у которых длина значительно превышает ширину и высоту. Гранитный бортовой камень предназначен для отделения проезжей части от тротуара, устройства разделительной полосы, отделения газонов, набережных, устройства пешеходных дорожек и т.д.

Гранитные бордюры применяются, прежде всего там, где требуется долговечность в самых неблагоприятных условиях эксплуатации и на наиболее ответственных участках дорог и набережных. Это места разделения дороги с интенсивным движением и тротуара или набережной, особенно на участках поворота или пересечения с другой дорогой. Бордюр в этих местах установки подвержен воздействию различных антиобледенительных реагентов, циклов замораживание-оттаивание в присутствии влаги. Кроме того, бордюр из гранита, принимает на себя серьезное механическое воздействие от уборочной техники и неосторожных водителей, которые задевают его автомашинами, а иногда и налетают на него. Как показала практика эксплуатации бортовых камней из различных материалов, имеющих цену, приемлемую для применения в дорожном строительстве, именно гранитные бортовые камни обладают наибольшей долговечностью. В ряде случаев использование именно гранитного бордюра обусловлено высокими декоративными свойствами изделий из натурального гранита.

Требования нормативной документации, применяемые к бордюрам
Требования к качеству, основные типоразмеры и условные обозначения камней бортовых из природного камня регламентируются ГОСТ 32018-2012 «Изделия строительно-дорожные из природного камня», вступившим в силу с 01 января 2014 года, взамен ГОСТ 6666-81 «Камни бортовые из горных пород». Согласно ГОСТ 32018-2012 камни бортовые подразделяются прежде всего на колотые бортовые камни и пиленые бортовые камни. В России на данный момент колотые бортовые камни практически не изготавливаются и не используются, поэтому мы будем рассматривать прежде всего пиленые бортовые камни.

Гранитные бордюры: размеры и фактуры обработки
Камни бортовые в зависимости от назначения, типоразмера и типа поверхности подразделяют на марки, имеющие свое обозначение.
  • По виду изделия: «Кбрт» – обозначает «камень бортовой»
  • По материалу: «Г» – горная порода
  • По типу поверхности: «П» - пиленая, «К» - колотая
  • По профилю изделия: «П'» - криволинейный (для пиленой поверхности).
    Прямолинейные изделия указываются без индекса
  • Радиусу кривизны: «П'(5000)» - радиус кривизны в миллиметрах указывается в скобках
  • Типоразмеру изделия (см. таблицу. Для увеличения – кликните по картинке)
Следует обратить внимание, что ранее в ГОСТ 6666-81 бортовые камни назывались, 1ГП, 2ГП, 3ГП, 4 ГП, 5ГП, ГПВ, а лекальные (криволинейные) – ГК с прибавлением радиуса кривизны в метрах. В действующем ГОСТ они называются КбртГП1 и так далее, а ГПВ соответствует КбртГП6. Также изменилось обозначение криволинейности на надстрочный индекс, а радиус кривизны теперь указывается в миллиметрах.

Поверхность применяемых в России бортовых камней чаще всего обладает пиленой фактурой. Иногда, к примеру, при установке в историческом центре, применяется точечная фактура поверхности, так называемое «бучардирование». Для получения декоративного и противоскользящего эффекта в качестве более недорогой и технологичной альтернативы «бучардированию» может применяться термообработка.

При выборе или заказе криволинейных (лекальных) бортовых камней рекомендуется обратить особое внимание на требования к высоте обработки тыльной поверхности. Стандартно, в соответствии с требованиями ГОСТ 32018-2012, тыльная часть лекального поребрика обрабатывается на 20 миллиметров с небольшим запасом, что подходит только для укладки тонкого слоя асфальта в примыкающей области. Для стыковки с гранитными плитами, гранитной или искусственной брусчаткой высота обработки тыльной части уже требуется от 100 миллиметров, в зависимости от толщины укладываемого материала и требуемой толщины подложки. Иногда требуется обработка и лицевой, и тыльной поверхности на всю высоту. Это делается, когда бортовые камни устанавливаются для разделения двух поверхностей находящихся на одном уровне, при этом, бортовые камни выступают в роли небольших парапетов. Этот вопрос является достаточно важным, так как обработка тыльной части (при использовании наиболее распространенных в России технологий изготовления) на большую глубину является наиболее затратной по времени и себестоимости.

Эксплуатационные свойства гранитных бордюров (поребриков)
На долговечности и сроках эксплуатации бортовых камней, помимо условий эксплуатации и физико-механических свойств гранита, сказывается и геометрические параметры изделий. Бордюры, у которых ширина сопоставима с высотой или превышает её, по опыту эксплуатации, более долговечны. В Санкт-Петербурге есть подобные бортовые камни, которые при самых неблагоприятных условиях эксплуатации, в том числе и на поворотах оживленных трасс, где периодически на них происходит наезд автотранспорта, служат уже порядка 150 лет.

Декоративность бортового камня из гранита
Отличительной особенностью гранитных бортовых камней является их высокая декоративность. Даже стандартный бучардированный или пиленый гранитный бордюр из наиболее доступных по цене месторождений гранита (Возрождение, Ала-Носкуа и так далее) благодаря декоративности натурального камня выглядит значительно лучше бетонного. При использовании же гранитов с повышенной декоративностью, используя широкую цветовую гамму и разнообразие текстур природного гранита в сочетании с фактурой, раскрывающей цвет камня, гранитные бортовые камни становятся важным декоративным элементом в оформлении городских пространств или приусадебных участков. К примеру, радиусные (лекальные) бортовые камни из полированного Дымовского гранита использовались для создания клумб при оформлении рекреационных зон в Москве, а прямые и лекальные бордюры из Ладожского и Дымовского гранита – при устройстве пешеходных зон на Большой Московской улице в Санкт-Петербурге.

Допуски и отклонения размеров бордюра от номинальных
Для тех, кто еще не имел практики работы с бортовыми камнями, важно обратить внимание на требования к точности их изготовления и внешнему виду. Для пиленых бортовых камней требования к точности по ширине +/-3 мм. А вот по высоте пиленые бортовые камни имеют допуск +/- 10 мм, что значительно больше, чем для других типов изделий из природного камня. При этом, следует отметить, что необработанная часть поребрика при монтаже оказывается под поверхностью дорожного полотна и не видна визуально. В связи с чем, на невидимой части бортовых камней производители допускают наличие достаточно крупных сколов, которые не влияют на потребительские свойства изделий.

Материалам, применяемым для мощения, благоустройства и дорожного строительства,
посвящены также следующие страницы нашего сайта:

«Гранитные плиты мощения»

«Распродажа плит мощения»

«Колотая гранитная брусчатка»

«Распродажа колотой гранитной брусчатки»

«Пиленая гранитная брусчатка»

«Распродажа пиленой брусчатки из гранита»

«Продажа гранитного бордюра»


Пиленый камень бортовой 1ГП из серого гранита Возрождение
Камень бортовой (бордюр) нестандартный 300х400 мм термообработанный с фаской
Пример использования коротких прямых поребриков вместо радиусных (лекальных)
Камни бортовые могут иметь недопилы в нижней части, так как нижняя часть при монтаже уходит в землю
Гранитный бордюр использован для создания края ступеней лестницы. Серый гранит. Верх колотый.
Полированный декоративный вариант криволинейного бортового камня