Порфир, применение в архитектуре и садово-парковых ландшафтах

10 сентября 1839 года Летний сад украсила стройная Порфировая ваза, изготовленная на Эльфдальской королевской мануфактуре - подарок Российскому императору Николаю I от шведского короля Карла XIV в знак окончания бесконечных войн между Россией и Швецией. Ваза установлена напротив входа со стороны набережной Мойки между прудом и южной оградой. Выполнена эта ваза из розового гранита, добытого возле деревни Гарберг, но названа порфировой не случайно. Эти камни очень похожи в первую очередь внешне, но также и по своим физико-механическим свойствам.
Порфир - общее название массивных излившихся кислых горных породы, имеющих порфировидную структуру - мелкокристаллическую с крупными включениями различных минералов. Прочность порфира почти вдвое больше, чем у гранита. Он отличается морозоустойчивостью, стойкостью против выветривания и низкой истираемостью. При ежедневной активной эксплуатации в проходном месте, например, в переходах метрополитена и других подобных местах, плитка из гранита прослужит без каких-либо видимых следов износа не менее 7 лет, в то время как порфировая сохранится в первозданном виде более 13 лет. Еще одним очень редким для натуральных камней и полезным в эксплуатации свойством обладает порфир – свойством самоочищения. Метаморфической породой, т.е. прошедшей некие преобразования от воздействия давления или температур, «произошедшей» от порфира является кварцит. С его свойствами и особенностями можно ознакомиться в статье, пройдя по ссылке Шокшинский кварцит.

В переводе с древнегреческого порфир означает «тёмно-красный» или «пурпурный». Он стал использоваться мастерами еще в древнем Египте для изготовления саркофагов, и считался символом богатства и власти. Различные изделия из этого темно-розового камня с белыми вкраплениями, такие как колонны, статуи, вазы, пользовались большой популярностью в Древнем Риме. Огромную художественную ценность представляют собой античные произведения искусства, выполненные из полированного порфира. В необработанном виде порфир не смотрится эффектно, особую изысканность ему придает именно полировка. Так, в музеях Ватикана, к примеру, можно увидеть так называемую ванну императора Нерона из цельного куска порфира диаметром в 7,5 метров. В мавзолее Теодориха в Равенне в Италии стоит ванна традиционной формы, сделанная из цельного куска порфира более 2м в длину. В Лувре есть уникальная римская статуя молящейся женщины, голова, руки и ступни который высечены из светлого мрамора, а пурпурные одежды – из порфира, другая статуя там же - сидящей Минервы, сделана по такому же принципу, с той разницей, что вместо мрамора была использована бронза. Сочетание желтого металла с малиновым камнем смотрится необыкновенно величественно.

В начале XVIII веке в горах и предгорьях Алтая были обнаружены залежи цветных камней, в том числе порфира. Однако долгие годы они оставались невостребованными. С 1786 г., после того как обер-гиттенфервальтером (а именно- старшим заводским управителем) П. И. Шангиным, горным инженером Колывано-Воскресенских заводов, были обнаружены порфиры высокого качества в ущелье реки Коргон, начались работы по добыче. Коргонский порфир нашел свое применение в качестве украшения богатых дворцов и роскошных особняков столичной знати. Из него делали барельефы, скульптуры, различные малые архитектурные формы. По описям тех лет видно, что местный порфир имел несколько отличий: светло-багровый, красный, тёмно-кофейный и сине-фиолетовый. Массовая добыча и использование Коргонского порфира продолжалось в течении активного строительства новой столицы и закончилось после отмены крепостного права, в связи с исчезновением дешевой рабочей силы. Вплоть до окончания XIХ еще использовались блоки, заготовленные в 1830-1850хх гг., но позже месторождение не разрабатывалось из-за труднодоступности и, соответственно, дороговизны работ. А ведь порфир был и относится по своим декоративным свойствам к декоративным и высокодекоративным камням. Что подтверждается использованием его в наиболее значимых постройках, таких, например, как мемориальный Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.
Некоторые физико-механические свойства пород Коргонского месторождения:

Средняя плотность, кг/м3
2 627
Истиная плотность, кг/м3
2654
Предел прочности при сжатии кг/см2
3227
Снижение прочности при сжатии породы при водонасыщении, %
10,0
Пористость, %
1,03
Водопоглощение, %
0,19
Истираемость, г/см2
0,16
Коэффициент размягчения,%
3


По химическому составу порфиры Коргонского месторождения являются существенно силикатными с содержанием SiO2 59-80%. Содержание красящих окислов (Fe2O3+ FeO) достигает 4-12%, вредных примесей(Sобщ.) – 0,4-1,02%. По радиоактивности он относится к 1му классу, т.е. может применяться для всех видов наружных и внутренних работ.

Порфир популярен и сейчас. В Европе его широко используют при благоустройстве садово-парковых ландшафтов: для оформления аллей, дорожек, палисадников. Порфир в качестве облицовочного материала хорошо подходит как для облицовки входных групп, так и для стен самых различных помещений, как правило, торжественных или парадных. В России месторождения порфиров имеются также на Урале - Средне-Уральское недалеко от г. Магнитогорск в Челябинской области, Кавказе, в Крыму, в Казахстане, в Курганской области разрабатывается известное Першинское месторождение кварцевых порфиритов, а в Приморском крае Первореченское, за рубежом известны месторождения в Венгрии, Италии, Германии, США (Аляска, Калифорния и др.), Мексике, Франции, Великобритании, Новой Зеландии и др.

Граниты красных оттенков, представленные в нашем ассортименте, можно посмотреть пройдя по ссылке Месторождения гранита

17 августа 2018г.



Саркофаг Святой Елены. Порфир.  (около 340 года нашей эры.) Музей Пия-Клементино в Ватикане.
Саркофаг Святой Елены. Порфир. (около 340 года нашей эры.) Музей Пия-Клементино в Ватикане.
Четыре тетрарха. Первая пол. IV века. Скульптурная композиция из тёмно-красного порфира, вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Венеция.
Четыре тетрарха. Первая пол. IV века. Скульптурная композиция из тёмно-красного порфира, вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Венеция.
Порфировая скульптура молящейся женщины. Лувр. Париж.
Порфировая скульптура молящейся женщины. Лувр. Париж.
Купель для крещения из розового порфира. Кафедральный собор свв. Маврикия и Екатерины Александрийской. Магдебург.
Купель для крещения из розового порфира. Кафедральный собор свв. Маврикия и Екатерины Александрийской. Магдебург.
Саркофаг Констанции-дочери Константина Великого. Ок.354г.Порфир. Перенесен из Мавзолея Констанции в Риме в Музей
Саркофаг Констанции-дочери Константина Великого. Ок.354г.Порфир. Перенесен из Мавзолея Констанции в Риме в Музей
Порфировые саркофаги в Кафедральном соборе Палермо. Сицилия. Италия.
Порфировые саркофаги в Кафедральном соборе Палермо. Сицилия. Италия.
Порфировый саркофаг Короля Сицилии Рожера II. Кафедральный собор Палермо. Сицилия. Италия.
Порфировый саркофаг Короля Сицилии Рожера II. Кафедральный собор Палермо. Сицилия. Италия.
Саркофаг Констанции Норманнской.
 Кафедральный собор Палермо. Сицилия. Италия.
Саркофаг Констанции Норманнской. Кафедральный собор Палермо. Сицилия. Италия.
Порфировый саркофаг Фридриха II. Кафедральный собор Палермо. Сицилия. Италия.
Порфировый саркофаг Фридриха II. Кафедральный собор Палермо. Сицилия. Италия.
Фрагменты основания саркофага Фридриха  II из порфира.
Фрагменты основания саркофага Фридриха II из порфира.
Саркофаг Генриха VI.
Кафедральный собор Палермо. Сицилия. Италия.
Саркофаг Генриха VI. Кафедральный собор Палермо. Сицилия. Италия.
Саркофаг Вильгельма I Злого (1183)
Кафедральный собор Монреале. Сицилия. Италия.
Саркофаг Вильгельма I Злого (1183) Кафедральный собор Монреале. Сицилия. Италия.
Античная скульптура сидящего Аполлона с лирой. Археологический музей Неаполя. Италия.
Античная скульптура сидящего Аполлона с лирой. Археологический музей Неаполя. Италия.
Ваза из серо-фиолетового Коргонского порфира. 1811г. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Ваза из серо-фиолетового Коргонского порфира. 1811г. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Слева- античный треножник II в. д.н.э. Археологический музей Неаполя.  Италия. Справа – ваза сер.XIXв. из коллекции Эрмитажа. Санкт-Петербург.
Слева- античный треножник II в. д.н.э. Археологический музей Неаполя. Италия. Справа – ваза сер.XIXв. из коллекции Эрмитажа. Санкт-Петербург.
Античные скульптуры в Лувре.
Античные скульптуры в Лувре.
Ванна в мавзолее Теодориха в Равенне.
Ванна в мавзолее Теодориха в Равенне.
Колоннки из коргонского порфира нижних частей киотов в храме Спаса на Крови.  Санкт-Петербург.
Колоннки из коргонского порфира нижних частей киотов в храме Спаса на Крови. Санкт-Петербург.