Порфир, применение в архитектуре и садово-парковых ландшафтах
10 сентября 1839 года Летний сад украсила стройная Порфировая ваза, изготовленная на Эльфдальской королевской мануфактуре - подарок Российскому императору Николаю I от шведского короля Карла XIV в знак окончания бесконечных войн между Россией и Швецией. Ваза установлена напротив входа со стороны набережной Мойки между прудом и южной оградой. Выполнена эта ваза из розового гранита, добытого возле деревни Гарберг, но названа порфировой не случайно. Эти камни очень похожи в первую очередь внешне, но также и по своим физико-механическим свойствам. Порфир - общее название массивных излившихся кислых горных породы, имеющих порфировидную структуру - мелкокристаллическую с крупными включениями различных минералов. Прочность порфира почти вдвое больше, чем у гранита. Он отличается морозоустойчивостью, стойкостью против выветривания и низкой истираемостью. При ежедневной активной эксплуатации в проходном месте, например, в переходах метрополитена и других подобных местах, плитка из гранита прослужит без каких-либо видимых следов износа не менее 7 лет, в то время как порфировая сохранится в первозданном виде более 13 лет. Еще одним очень редким для натуральных камней и полезным в эксплуатации свойством обладает порфир – свойством самоочищения.
Метаморфической породой, т.е. прошедшей некие преобразования от воздействия давления или температур, «произошедшей» от порфира является кварцит. С его свойствами и особенностями можно ознакомиться в статье, пройдя по ссылке Малиновый Шокшинский кварцит.
В переводе с древнегреческого порфир означает «тёмно-красный» или «пурпурный». Он стал использоваться мастерами еще в древнем Египте для изготовления саркофагов, и считался символом богатства и власти. Различные изделия из этого темно-розового камня с белыми вкраплениями, такие как колонны, статуи, вазы, пользовались большой популярностью в Древнем Риме. Огромную художественную ценность представляют собой античные произведения искусства, выполненные из полированного порфира. В необработанном виде порфир не смотрится эффектно, особую изысканность ему придает именно полировка.
Так, в музеях Ватикана, к примеру, можно увидеть так называемую ванну императора Нерона из цельного куска порфира диаметром в 7,5 метров. В мавзолее Теодориха в Равенне в Италии стоит ванна традиционной формы, сделанная из цельного куска порфира более 2м в длину. В Лувре есть уникальная римская статуя молящейся женщины, голова, руки и ступни который высечены из светлого мрамора, а пурпурные одежды – из порфира, другая статуя там же - сидящей Минервы, сделана по такому же принципу, с той разницей, что вместо мрамора была использована бронза. Сочетание желтого металла с малиновым камнем смотрится необыкновенно величественно.
В начале XVIII веке в горах и предгорьях Алтая были обнаружены залежи цветных камней, в том числе порфира. Однако долгие годы они оставались невостребованными. С 1786 г., после того как обер-гиттенфервальтером (а именно- старшим заводским управителем) П. И. Шангиным, горным инженером Колывано-Воскресенских заводов, были обнаружены порфиры высокого качества в ущелье реки Коргон, начались работы по добыче. Коргонский порфир нашел свое применение в качестве украшения богатых дворцов и роскошных особняков столичной знати. Из него делали барельефы, скульптуры, различные малые архитектурные формы. По описям тех лет видно, что местный порфир имел несколько отличий: светло-багровый, красный, тёмно-кофейный и сине-фиолетовый. Массовая добыча и использование Коргонского порфира продолжалось в течении активного строительства новой столицы и закончилось после отмены крепостного права, в связи с исчезновением дешевой рабочей силы. Вплоть до окончания XIХ еще использовались блоки, заготовленные в 1830-1850хх гг., но позже месторождение не разрабатывалось из-за труднодоступности и, соответственно, дороговизны работ. А ведь порфир был и относится по своим декоративным свойствам к декоративным и высокодекоративным камням. Что подтверждается использованием его в наиболее значимых постройках, таких, например, как мемориальный Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.
Некоторые физико-механические свойства пород Коргонского месторождения:
Средняя плотность, кг/м3
2 627
Истиная плотность, кг/м3
2654
Предел прочности при сжатии кг/см2
3227
Снижение прочности при сжатии породы при водонасыщении, %
10,0
Пористость, %
1,03
Водопоглощение, %
0,19
Истираемость, г/см2
0,16
Коэффициент размягчения,%
3
По химическому составу порфиры Коргонского месторождения являются существенно силикатными с содержанием SiO2 59-80%. Содержание красящих окислов (Fe2O3+ FeO) достигает 4-12%, вредных примесей(Sобщ.) – 0,4-1,02%. По радиоактивности он относится к 1му классу, т.е. может применяться для всех видов наружных и внутренних работ.
Порфир популярен и сейчас. В Европе его широко используют при благоустройстве садово-парковых ландшафтов: для оформления аллей, дорожек, палисадников. Порфир в качестве облицовочного материала хорошо подходит как для облицовки входных групп, так и для стен самых различных помещений, как правило, торжественных или парадных.
В России месторождения порфиров имеются также на Урале - Средне-Уральское недалеко от г. Магнитогорск в Челябинской области, Кавказе, в Крыму, в Казахстане, в Курганской области разрабатывается известное Першинское месторождение кварцевых порфиритов, а в Приморском крае Первореченское, за рубежом известны месторождения в Венгрии, Италии, Германии, США (Аляска, Калифорния и др.), Мексике, Франции, Великобритании, Новой Зеландии и др.
Граниты красных оттенков, представленные в нашем ассортименте, можно посмотреть пройдя по ссылке Месторождения гранита
17 августа 2018г.
Саркофаг Святой Елены. Порфир. (около 340 года нашей эры.) Музей Пия-Клементино в Ватикане.
Четыре тетрарха. Первая пол. IV века. Скульптурная композиция из тёмно-красного порфира, вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Венеция.