Художественная резьба по камню

  • Главная
  • \
  • Художественная резьба по камню
Художественная резьба по камню (мрамор, гранит, известняк), как один из древнейших видов прикладного искусства, насчитывающего не одно тысячелетие, остается востребованной и на современном этапе. Понятие «резьба по камню» может включать в себя самый широкий набор понятий. От монументальных скульптурных групп, подобных тем, что фланкируют входы в древнеегипетские храмы до глиптики, до изумляющей своей тончайшей работой камей и интальо - искусства миниатюрной резьбы на цветных камнях и самоцветах.

Резьба по камню включает изготовление рельефов, барельефов (Барельефы из камня), горельефов, орнаментов, скульптуры, изображений флоры и фауны. Продукцию резьбы по камню можно разделить на следующие группы:

элементы архитектуры (карнизы, и их разнообразные детали, оконные и дверные резные наличники, камины, резные колонны и различные капители, вазы, фонтаны, лестницы, балюстрады и др.).

декоративные рельефные изделия (рельефами могут украшаться стены и их фрагменты, фризы, вазы, балконы, пилястры, балюстрады, фонтаны, ванны, ограждения и их элементы, крышки колодцев).

скульптурные формы (скульптуры, а также храмовое убранство: резные иконостасы, киоты, скамьи, престолы, жертвенники, кресты)

Декоративный карниз
из габбро-диабаза
Декоративный карниз из габбро-диабаза
Фрагмент полированного мраморного портала
Фрагмент полированного мраморного портала
Камень помазания, установленный в Воскресенском ските Валаамского мужского монастыря,
мрамор Бианкo, Каррара, Италия
Камень помазания, установленный в Воскресенском ските Валаамского мужского монастыря, мрамор Бианкo, Каррара, Италия


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕЗЬБЫ ПО КАМНЮ


Технология изготовления резьбы по камню, вне зависимости от выбора горной породы и соответственно плотности, почти не отличается. Первоначально осуществляется сортировка, выбор подходящего сырья. Следующим этапом производится изготовление необходимых заготовок, придание общей формы. Затем на камень наносится соответствующая разметка с применением лекала, циркуля, линейки, шаблонов или выбирается, или прописывается соответствующая программа на станке с ЧПУ.

Изготовление мраморной капители
Изготовление мраморной капители
Изготовление художественной резьбы по камню пальчиковой фрезой на станке с ЧПУ
Изготовление художественной резьбы по камню пальчиковой фрезой на станке с ЧПУ
Ручная фрезеровка креста из габбро-диабаза
Ручная фрезеровка креста из габбро-диабаза


Непосредственно изготовление резьбы также может быть выполнено механически, с помощью станков методами фрезерной или токарной обработки, или вручную.
Фактура законченного элемента может быть шлифованной, точечной, термообработанной, лощеной, с пескоструйной обработкой или полированной.

Гранитная колоннка. Фактура  точечная. Дом Перцовой  в Саймоновском проезде. Москва. 1907.
Гранитная колоннка. Фактура точечная. Дом Перцовой в Саймоновском проезде. Москва. 1907.
Гранитная полуколоннка. Фактура полированная. Дом Фаберже. Санкт-Петербург. 1898
Гранитная полуколоннка. Фактура полированная. Дом Фаберже. Санкт-Петербург. 1898
Гранитная колонна. Фактура лощеная и шлифованная. Храм Спаса на крови.  Санкт-Петербург. 1883-1907
Гранитная колонна. Фактура лощеная и шлифованная. Храм Спаса на крови. Санкт-Петербург. 1883-1907


Основными инструментами для резьбы по камню являются алмазные диски, пилы, фрезы и разнообразные боры, различающиеся степенью абразивности от обдирочных до тонкозернистые боров для шлифовки и полировки.

Для выполнения заказов по художественной резьбе в компании ПетроМрамор создан участок художественной резьбы. На этом участке так же изготавливаются малые архитектурные формы, колонны, балясины, мозаичные панно, и фасонные изделия - подоконники, столешницы, ступени и лестницы и др. О них о подробнее Малые архитектурные формы из камня

КАМНИ ДЛЯ РЕЗЬБЫ В АРХИТЕКТУРЕ


Для изготовления художественной резьбы по камню более всего подходят горные породы средней твердости – это мраморы (Мрамор свойства и применение) , различные известняки (подробнее по ссылкам Известняк (мраморизованный), Изделия из известняка, доломиты, песчаники, туфы. Они легко поддаются ручной и машинной обработке. Изысканные скульптуры, лестницы, колонны из мрамора хорошо известны с древних времен. Вероятно, почти каждая страна может похвастаться своими шедеврами. Также распространены постройки и резьба по известняку или белому камню (Белый камень), как обобщенно называют вышеперечисленные горные породы, за исключением мрамора и ракушечника. Об истории художественной резьбы в истории архитектурs читайте ниже.

Сборка мраморного камина на объекте заказчика
Сборка мраморного камина на объекте заказчика
Ручная полировка профильных изделий из гранита и мрамора
Ручная полировка профильных изделий из гранита и мрамора
Ручная полировка сложных элементов постамента памятников
Ручная полировка сложных элементов постамента памятников


Куда менее податливы к обработке, и от того более дороги изделия из твердых пород камня, принадлежащие к группе гранитов: граниты (Гранит свойства и применение), сиениты. Диориты, лабрадориты, габбро (Другорецкое (габбро-диабаз) в Карелии), кварциты. Однако и они используются для резьбы по камню, когда надо подчеркнуть значимость и значительность постройки.

Декоративный кронштейн из габбро-диабаза
Декоративный кронштейн из габбро-диабаза
Постамент камня помазания из красного гранита Империал Ред, Индия. Резьба по камню
Постамент камня помазания из красного гранита Империал Ред, Индия. Резьба по камню
Резной крест из габбро-диабаза
Резной крест из габбро-диабаза


ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЗЬБЫ.


На представленных в этой статье фотографиях видно, что резьба различается по высоте и объемности. Это непосредственно связано со скульптурным термином рельефа-выпуклого объема на основным фоном.

Разновидности рельефов:

Барельеф – выпуклое изображение выступает над плоскостью фона почти на половину объема. Подробнее на нашем сайте Барельефы из камня

Горельеф - выпуклое изображение, выступает над плоскостью фона больше, чем на половину объема, иногда имеет почти полный объем

Врезанный рельеф - изображение, уходящее вглубь, не выступает над фоном. Среди разновидностей- контррельеф - вырезанный в плоскости «негатив» барельефа, койланаглиф или анкрё – вырезанный на плоскости контур. В качестве примера можно привести надписи на египетских обелисках, и стенах культовых построек и гробниц.

Одной из разновидностей врезанного рельефа является гравировка по камню или словорубные работы - высечение на камне шрифтовых композиций. Внутренняя поверхность высеченных букв может быть отполирована вручную, в зависимости от камня и размеров букв, может быть выполнена тонировка, может быть покрыта сусальным золотом, инкрустирована мозаикой.

Живописный рельеф – орнамент, пейзаж, натюрморт или сюжетная картина на камне

Сквозная резьба – вид узора без фона. В качестве примера приведена ниже мраморная трехсантиметровая плита со сквозной резьбой из Архиепископского музея Равенны в Италии. Не часто используется в архитектуре, наиболее распространена в алтарных преградах ранневизантийского периода в качестве вертикально стоящих ажурных плит. Использование алтарной преграды вместо иконостаса набирает популярность в наши дни.

Накладная резьба – способ при котором детали, сделанные методом сквозной резьбы приклеиваются к фону. В основном распространена в дереве.

Вырубка памятного текста на монументе «Катюша» на 17-м км Дороги жизни. Словорубные работы
Вырубка памятного текста на монументе «Катюша» на 17-м км Дороги жизни. Словорубные работы
Нанесение художественных надписей на мраморе, словорубные работы
Нанесение художественных надписей на мраморе, словорубные работы
Художественный текст на граните, гравировка по камню
Художественный текст на граните, гравировка по камню
Художественная резьба по травертину
Художественная резьба по травертину
Барельефы из мрамора Бианко Каррара, Италия
Барельефы из мрамора Бианко Каррара, Италия
Орнаментированная резьба по камню. Врезанный рельеф
Орнаментированная резьба по камню. Врезанный рельеф


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА В АРХИТЕКТУРЕ.


Рельефы, барельефы, горельефы, резные колонны громадных размеров и гигантские скульптуры, украшавшие входы в храмы и сейчас поражают сознание. В храмовом комплексе Луксора, построенном в эпоху Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) можно видеть аллею сфинксов, 4 колосса, многочисленные резные колонны с лотосовидными и папирусовидными капителями, и многометровый обелиск, испещренный иероглифами (2-й был вывезен в Париж Наполеоном). Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле (сейчас в Нубии) – другой знаменитейший документ камнерезного искусства. Этот храм был вырезан в скале из песчаника прибл. 1279—1213 до н. э., вход в него фланкируют четыре 20-ти метровые скульптуры, выступающие из скалы - 3 сидящих божества и сам фараон, ниже расположены горельефные (когда выпуклая фигура выступает наполовину) изображения членов семьи, фасад также украшает контурная резьба иероглифов.

Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле
Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле
Резьба по камню в Индийских храмах. Штат Раджастхан
Резьба по камню в Индийских храмах. Штат Раджастхан
Резьба по камню в индийских храмах Ранакпур. Штат Раджастхан
Резьба по камню в индийских храмах Ранакпур. Штат Раджастхан


С 3го века до н.э. известны ступы и пещерные храмы, как самые ранние, из сохранившихся построек в Индии, так как двор царя Ашоки дал мощный импульс развитию искусства резьбы по камню.

На образцах Древней Греции и Рима учились мастера более поздних времен. Такие постройки как Собор святой Софии в Константинополе(532-537), Сан-Марко в Венеции (1094), готические соборы разных стран (XII-XIVвв.) поражают богатой фантазией, изысканностью и виртуозным мастерством древних архитекторов и камнерезов.

Анкгор-Ват. Камбоджа
Анкгор-Ват. Камбоджа
Мраморные резные капители собора Святой Софии в Стамбуле (бывш. Константинополь)
Мраморные резные капители собора Святой Софии в Стамбуле (бывш. Константинополь)
Капители собора Сан-Марко в Венеции (1094). Италия
Капители собора Сан-Марко в Венеции (1094). Италия


Издревле самыми красивыми были постройки культовые. Они возводились из камня и их наружные, а порой и внутренние, стены нередко украшали различные детали с причудливой резьбой. Орнаментами, рельефами, скульптурными группами покрывались стены целиком или акцентировались лишь отдельные детали - входные порталы. Декоративной резьбой могли украшаться колонны, обрамляющие вход, или резными делались только капители из природного камня.

Резьба по камню в храмах Марокко
Резьба по камню в храмах Марокко
Сквозная резьба по мрамору. Толщина плиты 3 см. Архиепископский музей Равенны. Италия
Сквозная резьба по мрамору. Толщина плиты 3 см. Архиепископский музей Равенны. Италия
Монастырь Баталья в Португалии.
1385 - 1517 гг.. Портал входа. Баталья. Португалия
Монастырь Баталья в Португалии. 1385 - 1517 гг.. Портал входа. Баталья. Португалия


История алтарных преград и устройство иконостасов из природного камня – это отдельное направление в искусстве, а тем более в искусстве резьбы, которое сейчас возрождается в современном храмовом зодчестве. Алтарные преграды – это невысокие ограждения, выполненные из натурального камня и украшенные каменными рельефным орнаментом или просечной резьбой, один из таких примеров хранится в музее Равенны (Италия) –толщина мраморной плиты с изысканным узором всего лишь 3 сантиметра.

Наверное, самые яркие, запоминающиеся постройки – готические соборы XII-XIIIвв. Резной декор порталов из камня, «готические» розы с витражами, водостоки в виде горгулий и драконов - все это заставляет и сейчас останавливаться, чтобы разглядеть все в мельчайших подробностях. В готике резьба по камню плавно переходит в скульптуру и возвращается обратно. Из готического искусства выросло Возрождение и напитало эпоху барокко. От буйства барокко отдыхал классицизм, на место которого пришла эклектика, и вновь обратилась к этим всем ушедшим стилям. Эклектика XIX века, и сменивший ее модерн дали новую жизнь проверенным приемам.

Миланский собор. Италия. XIV-XIXвв.
Фрагмент фасада.Горельефы. Резьба по мрамору
Миланский собор. Италия. XIV-XIXвв. Фрагмент фасада.Горельефы. Резьба по мрамору
Миланский собор. Италия. XIV-XIXвв.
Внутренняя ограда. Резьба по мрамору. Горельефы, сквозная резьба
Миланский собор. Италия. XIV-XIXвв. Внутренняя ограда. Резьба по мрамору. Горельефы, сквозная резьба
Миланский собор. Италия. XIV-XIXвв.
Свод. Сквозная резьба по мрамору
Миланский собор. Италия. XIV-XIXвв. Свод. Сквозная резьба по мрамору


То, что Русь стала преемницей Византии, в том числе по части культовой архитектуры, широко известно. Но, пройдя период трансформации, она приобрела свои самобытные черты. Постройки Владимирских земель были выполнены не из плинфы, как киевские храмы, а из белого камня- материала очень податливого для резных узоров (резного декора), достаточно прочного при умелом выборе и грамотной эксплуатации, обеспечивающей отвод дождевых вод от стен здания. Такие жемчужины как Храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и в наши дни примагничивают внимание своей невероятной гармонией, красотой и самобытностью. Резные аркатурные белокаменные пояса (ряд арок, опирающихся на тонкие колонны), примененные на фасадах этих построек, стали своего рода визитной карточкой русской архитектуры, и используются на протяжении столетий. Удивительные орнаменты резного декора, ковровое покрытие белокаменной резьбой стен собора восхищает фантазией и мастерством средневековых мастеровых. Именно эти памятники вдохновляли спустя семь веков архитекторов неорусского стиля, без них не мыслима и современная церковная архитектура. Об использовании белого камня, в частности мячковского известняка можно ознакомиться в отдельной статье, пройдя по ссылке Белый камень.

В конце XVII века во времена так называемого «нарышкинского барокко» великолепными, разнообразными своим резным декором наличниками украшены множество значимых, преимущественно церковных построек. Например, окна Грановитой палаты получили такое богатое резное украшение. Строгановская церковь в Нижнем Новогороде, Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.) в Троице-Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде. Великолепный резной портал, капители, резные колонны из камня, изящные наличники, и розетки-характерная деталь для нарышкинского барокко, венчающие первый и второй ярусы. Храм Воскресения Словущего (село Колычево) имеют похожие детали, кон XVII в, Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе, постройки Новодевичьего монастыря в Москве – тоже ярчайшие примеры этого времени, и безусловным бриллиантом конца XVII в. является церковь Знамения в с. Дубровицы в Подмосковье. Она была целиком сложена из блоков белого камня, наружной части которых была придана форма рустов-квадров. Вся она – резное чудо, гимн камнерезному искусству древних мастеров. Глубокой, рельефной, резьбой по камню декорированы не только фасады, наличники, карнизы и восьмерик - весь покрытый ковровой белокаменной резьбой, но также весь цоколь и даже подступенки.

Рождественская (Строгановская) церковь в Нижнем Новогороде. 1696—1719
Рождественская (Строгановская) церковь в Нижнем Новогороде. 1696—1719
Храм Троицы Живоначальной в Останкине в Москве. 1677—1692
Храм Троицы Живоначальной в Останкине в Москве. 1677—1692
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе.
«Нарышкинское» барокко. 1680-е
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе. «Нарышкинское» барокко. 1680-е
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Подмосковье. 1690—1704
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Подмосковье. 1690—1704
Знаменская церковь в Дубровицах. Кон. XVIIв. Фрагмент венчающего восьмерика. Резьба по белому камню
Знаменская церковь в Дубровицах. Кон. XVIIв. Фрагмент венчающего восьмерика. Резьба по белому камню
Знаменская церковь в Дубровицах.
Кон. XVIIв. Фрагмент цоколя и лестницы. Резьба по белому камню
Знаменская церковь в Дубровицах. Кон. XVIIв. Фрагмент цоколя и лестницы. Резьба по белому камню


Мировая архитектура, не только российская, второй половины XIXв- начала XXв, как уже говорилось, обратилась к прежним стилям, где-то скопировав их, где-то переработав в новом ключе. Псковская и Владимирская архитектура вдохновляла архитектора Щусева при создании Марфо-Мариинской обители в Москве. Архитектор Кричинский в своем белокаменном Феодоровском городке в Царском селе использовал приемы как Владимирской архитектуры XIIв. - ворота, украшенные резьбой по камню, так и декоративные мотивы XVI-XVII- бриллиантовый руст на стенах, резной декор наличников, крыльца. Те же черты характерны для здания Императорского павильона железнодорожного вокзала там же в Царском Селе (арх. В. Покровский), Ссудной казны в Настасьинском пер. в Москве (арх.В. Покровский и Б. Нилус), здания Нижегородского отделения Государственного банка (арх. В. Покровский), особняка Игумнова на Большой Ордынке (арх Н.Поздеев) в Москве и других роскошных зданий того времени.

Марфо-Мариинская обитель на. Большой Ордынке, 34 в Москве. Храм Покрова Богородицы арх. А. Щусев. Боковая часть входа с резным белокаменным узором и скамьей из белого камня. 1912г.
Марфо-Мариинская обитель на. Большой Ордынке, 34 в Москве. Храм Покрова Богородицы арх. А. Щусев. Боковая часть входа с резным белокаменным узором и скамьей из белого камня. 1912г.
Храм Покрова Богородицы в Марфо-Мариинская обители. Фрагмент  резьбы по белому камню портала входа. арх. А. Щусев. 1912г.
Храм Покрова Богородицы в Марфо-Мариинская обители. Фрагмент резьбы по белому камню портала входа. арх. А. Щусев. 1912г.
Фрагмент резьбы по камню на ограде усыпальницы Прохоровых в Новодевичьем монастыре в Москве.
 Арх. В. Покровский 1911-1917гг.
Фрагмент резьбы по камню на ограде усыпальницы Прохоровых в Новодевичьем монастыре в Москве. Арх. В. Покровский 1911-1917гг.
Феодоровский городок в г.Пушкине. Фрагмент белокаменных врат. Нач. XXв.
Феодоровский городок в г.Пушкине. Фрагмент белокаменных врат. Нач. XXв.
Особняк Игумнова на Большой Якиманке,43 (ныне посольство Франции) 1895г. Арх. Н.Поздеев.
Сочетание белокаменной резьбы с красным кирпичом. Заимствование приема из «Нарышкинского барокко»
Особняк Игумнова на Большой Якиманке,43 (ныне посольство Франции) 1895г. Арх. Н.Поздеев. Сочетание белокаменной резьбы с красным кирпичом. Заимствование приема из «Нарышкинского барокко»
Особняк Игумнова на Большой Якиманке,43 (ныне посольство Франции) 1895г. Арх. Н.Поздеев.
Особняк Игумнова на Большой Якиманке,43 (ныне посольство Франции) 1895г. Арх. Н.Поздеев.


В качестве примеров иноземных построек приведена архитектура португальских комплексов в Синтре – Пена и Регалейра. Они построены во второй половине XIXв.- начала XXв. в стилистике мануэлино – самобытном архитектурном стиле XV—XVI вв., эпохи великих мореплавателей, периода наивысшего расцвета Португалии (когда площадь ее территорий равнялась площади СССР), вобравшем в себя черты готики, Ренессанса и мавританского стиля. Для резных украшений этого стиля характерны изображения плетений, напоминающих канаты, а также разнообразные фрукты и овощи, которые мореплаватели могли брать с собой в длительный морской поход, но в еще большем количестве в резном декоре можно найти каменные изображения диковинных растений и животных, которых не было в Португалии, так сказать, заморские чуды-юды, запечатленные в камне, как возможность поделиться впечатлениями с согражданами от увиденного за тридевять земель.

Для строительства и резьбы по камню в Португалии использовалась местная разновидность известняка, напоминающий мыльный камень.

Монастырь Томар. Резьба по известняку. Португалия
Монастырь Томар. Резьба по известняку. Португалия
Монастырь в Алкобаса. Гробница Педро I. Вт.пол. XIVв. Португалия.
Резьба по камню
Монастырь в Алкобаса. Гробница Педро I. Вт.пол. XIVв. Португалия. Резьба по камню
Кинта-ди- Регалейра около г. Синтра в Португалии. Арх. Луиджи Манини. 1904-1910гг. Скамейка в парке
Кинта-ди- Регалейра около г. Синтра в Португалии. Арх. Луиджи Манини. 1904-1910гг. Скамейка в парке


Сейчас резьба по камню, как и на протяжении столетий, используется в отделке респектабельных зданий и помещений. Кроме того, резной декор, преимущественно по известняку или мрамору, как в былые времена, так и теперь широко применяется в церковном зодчестве: для украшения фасадов нововозведенных храмов, для изготовления киотов, иконостасов, престолов, жертвенников, белокаменных часовен, а также мемориальных памятников и крестов.

Монастырь Жеронимуш. XVIв. XIXв. Стены клуатра. Лиссабон. Португалия
Монастырь Жеронимуш. XVIв. XIXв. Стены клуатра. Лиссабон. Португалия
Монастырь Жеронимуш. XVIв.  Лиссабон. Португалия. Гробница Васко
Монастырь Жеронимуш. XVIв. Лиссабон. Португалия. Гробница Васко
Монастырь Жеронимуш. XVIв.  Лиссабон. Португалия. Крытая галерея
Монастырь Жеронимуш. XVIв. Лиссабон. Португалия. Крытая галерея
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Серпухове. 1744 г
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Серпухове. 1744 г
Часовня Святой Кинги была создана в 1896г. в соляной шахте. Резьба по соли. Величка. Польша
Часовня Святой Кинги была создана в 1896г. в соляной шахте. Резьба по соли. Величка. Польша
Здания Государственного банка в Нижнем Новгороде (арх. В. Покровский) 1911-1913гг.
Здания Государственного банка в Нижнем Новгороде (арх. В. Покровский) 1911-1913гг.
top